Страницы

3.09.2017

Что такое формула цветности и как она может помочь?

После стремительного прорыва в фото индустрию без зеркальных фотоаппаратов, стали вновь актуальны мануальные объективы производства СССР. На вторичном рынке их можно раздобыть почти за бесценок. 

  С недавних пор, у меня новое хобби- я возвращаю к жизни старые совковые объективы. Из-за этого пришлось прочитать много технической литературы. И почти везде мне встречался термин - формула цветности ( далее по тексту я сокращу этот термин до "ф.ц.")
Решил я разобраться что это, и для чего?

  Вот что пишут по этому поводу:
"....Формула цветности характеризует качество цветопередачи данным объективом. Она выражается тремя соотношениями: DR — DG, DG — DG, DB — DG, где DR, DG, DB —эффективные зональные оптические плотности объектива для красной, зеленой и синей зонспектра видимого излучения. “
Формула цветности и фотографическая цветность, судя по всему это одно и тоже. Если ошибаюсь, прошу поправить.


  За нормированную формулу цветности принимают значения, полученные экспериментально путем статистической обработки результатов фотографических испытаний объективов на цветных обращаемых пленках ( мы же не забыли, что все старые советские объективы использовали для съемки на пленку ) с учетом спектральной чувствительности каждого из фотослоев. 

(DR—DG=11; DG-DG=0; DB—DG=0; сокращенно—11—0—0).


  По величине отклонения формулы цветности данного объектива от нормы судят о качестве обеспечиваемой им цветопередачи.
У некоторых зарубежных моделей третье число иногда имеет знак «минус». Это означает, что объектив обладает повышенным светопропусканием для красных лучей спектра, и изображение, даваемое им на цветном фотоматериале, будет иметь пурпурный или медно-красный оттенок.

  Скорее всего, спектральное светопропускание фотографического объектива в пленочную эпоху подбиралось или под некую усредненную, "нормированную" цветную пленку массового потребления или же под особую, специальную фотопленку узкоспециального технического назначения.

Итак, под нормированную ф.ц. 11-0-0 подпадают: 

все Зенитары-М, МС Гелиос-77М-4, все МС Гелиос-44М-4,5,6,7, ТАИР-11А и многие МИРы (кроме 1-го).

Индустар-61Л/З, Юпитер-21 и Гранит-11А почти идеальны 11-0-1,5!!!!


Немного не дотягивают до нормы обычные Гелиос-44 и Гелиос-44-2, их ф.ц. 10-0-1,5. 

Индустар-22, И-26М, И-50 и И-50-2 имеют ф.ц. 7-0-0. Мое мнение- холодящие объективы при цветной съемке.

Гелиос-40 = 12-0-3
Гелиос-40-2 = 10-0-4
К сожалению не удалось найти данных для Юпитер-9, Юпитер-6, Юпитер-37.
Таир-З = 10-0-0. Кстати по собственному опыту он действительно с «зеленцой».
Что впрочем «золотая середина» много линзовой оптики старой школы без МС просветления.

Есть данные для: 

Юпитер-6-2 = 11-0-2

Юпитер-3 = 14-0-0

Юпитер-8 = 9-0-1.5

Юпитер-11 = 13-0-2

(Можно только предположить (по не цвето корректированным исходникам), что Юпитер-9 немного теплый, а Юпитер-37А заметно теплый).

Минус в ф.ц. есть у нашего "МС АПО-Телезенитар-К" = 13-0-(-1).
Очень необычны некоторые МИРы, так например у МИР-1 ф.ц. 15-0-0, а у МИР-10М и МИР-10А = 15-0-2.
МИР-20М = 11-0-2.
Для сравнения, у более поздних МС Мир-20М, МС Мир-24М, МС Мир-47М ф.ц. 11-0-0!!!!!
"Рыбий глаз" МС Зенитар-К 3,5/16 = 12-0-1
  Гелиос-40 обладает по моему мнению, самой удивительной ф.ц. из всех фотографических объективов = 12-0-3, а Гелиос-40-2 = 10-0-4.
Почему самой? Потому что 4 есть только у Гелиос-40-2, а 3 лишь у белого Таир-11 = 11-0-3.
По идее это говорит о том что изображение Гелиос-40-2 должно быть холодным (линзы пропускают мало красного и много синего).

  Возможно в случае обычного Гелиос-40 лишний «красный» должен компенсировать лишний «синий», т.к. владельцы Гелиос-40 утверждают что он более теплый чем Гелиос-40-2.
Впрочем тут еще надо разбираться, в том смысле насколько это снижает контрастность и/или усилит хроматизм…

Итак какой вывод? 
  Даже самые старые объективы (разработанные до появления цветной фотопленки) обладают сносной цветопередачей. 
Лишь некоторые из старых объективов обладают необычной формулой цветности.
Например МИР-1, 15-0-0, Это означает, что объектив будет давать больше красных тонов, т.е. "теплить" при съемке.

  Почему такой перекос в "красное", трудно сказать, я не специалист. Возможно это сделано специально для повышения качества картинки в системах широкоугольного наружнего наблюдения (МИРы-1 часто встречаются в "технических" оправах) допустим с инфракрасной подсветкой. 

  Не менее распространены как технические Юпитер-8 и Юпитер-12 имеют тоже необычную ф.ц., но скорее всего это связано с их "заточенностью" на ч/б съемку.
  У Гелиоса-40 самая плохая цветопередача из всех Советских объективов, а модернизация ее только ухудшила. С чем это было связано? Трудно сказать. Самое интересное что формула цветности Гелиос-40 просто идеальна для съемки с экранов ЭЛТ радаров, рентгеновских и осциллографических экранов. Как известно у них цвет свечения от синего до зеленого, по очень важным причинам к данной теме не относящейся. Как известно чтобы снять больше зеленого надо пропустить больше зеленого, даже если пленка черно/белая.
Более того, на заре телевидения, в эру Ч/Б, кинофильмы крутили в эфир методом прямой съемки телекамерой с киноэкрана.
Для этого были нужны особо светосильные объективы с характерной цветопередачей, т.к. максимальная чувствительность передающих Ч/Б телевизионных трубок находилась в сине-зеленой области. 
  Следует также добавить что в 1994 году по видимому произошла смена ГОСТа, его заменил ГОСТ Р 50678-94, содержащий полный аутентичный текст международного стандарта ISO 6728-83.
На этом завершаю мои потуги в понимании данного вопроса.  

Мое мнениеформула цветности позволяет заранее знать о спектральных изменениях, которые вносит съемочный объектив в цвет результирующего изображения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий