После стремительного прорыва в фото индустрию без зеркальных фотоаппаратов, стали вновь актуальны мануальные объективы производства СССР. На вторичном рынке их можно раздобыть почти за бесценок.
С недавних пор, у меня новое хобби- я возвращаю к жизни старые совковые объективы. Из-за этого пришлось прочитать много технической литературы. И почти везде мне встречался термин - формула цветности ( далее по тексту я сокращу этот термин до "ф.ц.").
Решил я разобраться что это, и для чего?
Вот что пишут по этому
поводу:
"....Формула цветности
характеризует качество цветопередачи данным объективом. Она выражается тремя соотношениями: DR — DG, DG
— DG, DB — DG, где DR, DG, DB —эффективные зональные оптические плотности объектива для красной, зеленой и синей
зонспектра видимого излучения. “
Формула цветности и фотографическая цветность, судя по всему это одно и тоже. Если ошибаюсь, прошу поправить.
Формула цветности и фотографическая цветность, судя по всему это одно и тоже. Если ошибаюсь, прошу поправить.
За нормированную формулу цветности принимают
значения, полученные экспериментально путем статистической обработки
результатов фотографических испытаний объективов на цветных обращаемых пленках ( мы же не забыли, что все старые советские объективы использовали для съемки на пленку ) с учетом спектральной чувствительности каждого из фотослоев.
(DR—DG=11; DG-DG=0; DB—DG=0; сокращенно—11—0—0).
По величине отклонения формулы цветности
данного объектива от нормы судят о качестве обеспечиваемой им цветопередачи.
У некоторых зарубежных моделей третье число иногда
имеет знак «минус». Это означает, что объектив обладает повышенным
светопропусканием для красных лучей спектра, и изображение, даваемое им на
цветном фотоматериале, будет иметь пурпурный или медно-красный оттенок.
Скорее всего, спектральное
светопропускание фотографического объектива в пленочную эпоху подбиралось или
под некую усредненную, "нормированную" цветную пленку массового
потребления или же под особую, специальную фотопленку узкоспециального
технического назначения.
Итак, под нормированную ф.ц. 11-0-0 подпадают:
все Зенитары-М, МС
Гелиос-77М-4, все МС Гелиос-44М-4,5,6,7, ТАИР-11А и многие МИРы (кроме 1-го).
Индустар-61Л/З, Юпитер-21 и
Гранит-11А почти идеальны 11-0-1,5!!!!
Немного не дотягивают до
нормы обычные Гелиос-44 и Гелиос-44-2, их ф.ц. 10-0-1,5.
Индустар-22, И-26М, И-50 и
И-50-2 имеют ф.ц. 7-0-0. Мое мнение- холодящие объективы при цветной съемке.
Гелиос-40 = 12-0-3
Гелиос-40-2 = 10-0-4
К сожалению не удалось найти данных для
Юпитер-9, Юпитер-6, Юпитер-37.
Таир-З = 10-0-0. Кстати по собственному опыту он действительно с «зеленцой».
Что впрочем «золотая середина» много линзовой оптики старой школы без МС просветления.
Что впрочем «золотая середина» много линзовой оптики старой школы без МС просветления.
Есть данные для:
Юпитер-6-2 = 11-0-2
Юпитер-3 = 14-0-0
Юпитер-8 = 9-0-1.5
Юпитер-11 = 13-0-2
(Можно только предположить (по не цвето корректированным исходникам), что Юпитер-9 немного теплый, а Юпитер-37А заметно теплый).
Минус в ф.ц. есть у нашего
"МС АПО-Телезенитар-К" = 13-0-(-1).
Очень необычны некоторые
МИРы, так например у МИР-1 ф.ц. 15-0-0, а у МИР-10М и МИР-10А = 15-0-2.
МИР-20М = 11-0-2.
Для сравнения, у более поздних МС Мир-20М, МС
Мир-24М, МС Мир-47М ф.ц. 11-0-0!!!!!
"Рыбий глаз" МС Зенитар-К 3,5/16 =
12-0-1
Гелиос-40 обладает по моему мнению, самой удивительной
ф.ц. из всех фотографических объективов = 12-0-3, а Гелиос-40-2 = 10-0-4.
Почему самой? Потому что 4 есть только у Гелиос-40-2, а 3
лишь у белого Таир-11 = 11-0-3.По идее это говорит о том что изображение Гелиос-40-2 должно быть холодным (линзы пропускают мало красного и много синего).
Возможно в случае обычного Гелиос-40 лишний
«красный» должен компенсировать лишний «синий», т.к. владельцы Гелиос-40
утверждают что он более теплый чем Гелиос-40-2.
Впрочем тут еще надо разбираться, в том смысле насколько это снижает контрастность и/или усилит хроматизм…
Впрочем тут еще надо разбираться, в том смысле насколько это снижает контрастность и/или усилит хроматизм…
Итак какой вывод?
Даже самые старые объективы (разработанные до
появления цветной фотопленки) обладают сносной цветопередачей.
Лишь некоторые из старых объективов обладают
необычной формулой цветности.
Например МИР-1, 15-0-0, Это означает, что объектив будет давать больше красных тонов, т.е. "теплить" при съемке.
Например МИР-1, 15-0-0, Это означает, что объектив будет давать больше красных тонов, т.е. "теплить" при съемке.
Почему такой перекос в "красное", трудно сказать, я не специалист. Возможно это сделано специально для повышения качества картинки в системах широкоугольного наружнего наблюдения (МИРы-1 часто встречаются в "технических" оправах) допустим с инфракрасной подсветкой.
Не менее распространены как технические Юпитер-8 и Юпитер-12 имеют тоже необычную ф.ц., но скорее всего это связано с их "заточенностью" на ч/б съемку.
У Гелиоса-40 самая плохая цветопередача из всех
Советских объективов, а модернизация ее только ухудшила. С чем это было
связано? Трудно сказать. Самое интересное что формула цветности Гелиос-40
просто идеальна для съемки с экранов ЭЛТ радаров, рентгеновских и
осциллографических экранов. Как известно у них цвет свечения от синего до
зеленого, по очень важным причинам к данной теме не относящейся. Как известно
чтобы снять больше зеленого надо пропустить больше зеленого, даже если пленка
черно/белая.
Более того, на заре телевидения, в эру Ч/Б,
кинофильмы крутили в эфир методом прямой съемки телекамерой с киноэкрана.
Для этого были нужны особо светосильные
объективы с характерной цветопередачей, т.к. максимальная чувствительность передающих Ч/Б телевизионных трубок находилась в сине-зеленой области.
Следует также добавить что в 1994 году по
видимому произошла смена ГОСТа, его заменил ГОСТ Р 50678-94, содержащий полный
аутентичный текст международного стандарта ISO 6728-83.
На этом завершаю мои потуги в понимании данного вопроса.
На этом завершаю мои потуги в понимании данного вопроса.
Мое мнение- формула цветности позволяет заранее знать о спектральных изменениях, которые вносит съемочный объектив в цвет результирующего изображения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий