Страницы

3.31.2022

Мысли старого фотографа.

 

Закат «зеркалок»: почему фото индустрия проигрывает конкуренцию смартфонам?




    Как реагирует на перемены фото индустрия? Имея колоссальную фору по качеству матриц и оптики, она могла бы легко оставить смартфоны позади, заимствовав их достижения. Если мобильные вендоры вознамерились сделать на основе телефона фотоаппарат, значит, к вычислительной фотографии можно прийти и с противоположной стороны, развивая камеры в сторону многофункциональных гаджетов.
    Но этого не происходит. У фотоаппаратов до сих пор нет встроенных накопителей (требуется отдельная карта памяти) и аккумуляторов (нужно вынимать батарею и подключать к сети в зарядном устройстве). Наличие внутри камерного модема и слота для SIM-карты обеспечило бы возможность выйти в Сеть и поделиться снятой фотографией (шах и мат мобильникам). Вместо этого фото бренды встраивают опцию пересылки файлов по Wi-Fi и Bluetooth на смартфон, причем скорость передачи данных нередко вызывает нарекания.
    Без интернет доступа нельзя рассчитывать и на нейросети в камерах, ведь сбор необходимых им пользовательских данных и сами вычисления производятся на облачных ресурсах. Встроенные же в камеры микропроцессоры не тянут на роль «бортового компьютера», обеспечивая лишь выполнение простых операций. Пока все попытки развивать внутри камерные алгоритмы ограничиваются «прокачкой» автофокуса (распознавание в кадре человеческого лица, глаз).
    «Производители пробовали внедрить подключение к интернету по Wi-Fi, но положительных откликов было мало. Интерфейс веб-клиентов, набор букв несколькими кнопками на корпусе камеры – все выглядело неуклюже, без привычного нам по смартфонам удобства. У Sony, к примеру, был магазин приложений, откуда можно было за отдельную плату скачать программу для интервальной съемки. Пользователи недоумевали, почему при покупке дорогой камеры они не получают эту функцию по умолчанию. В итоге магазин закрыли, а подобные режимы добавили в меню камеры, сделав его герметичным».
    Другим вариантом сыграть на поле вычислительной фотографии могло стать расширение внутри камерной пост-обработки. Сейчас настройка снимков сводится к нескольким базовым параметрам, составляющим малую долю функционала приложений-фоторедакторов для смартфона. 
    Прервать эту традицию должна была анонсированная в 2018 году камера Zeiss ZX1 с интегрированным Adobe Lightroom, но ее выпуск до сих пор не начался. В большинстве же случаев те ухищрения, которые в смартфонах позволяют получать фотографии высокого качества в автоматическом режиме (HDR с Экспо вилкой, пиксель-шифтинг и т. д.), в фотоаппаратах тоже имеются, однако пользователю предлагается «склеивать» мульти кадр самостоятельно.
    В чем причина? Именно тут проявилось разделение целевой аудитории: продвинутые любители и профессионалы не питают восторгов к чудесам мобилографии.
    «В смартфонах камера и софт соединены в одном устройстве. Тогда как в мире фотоаппаратов четкое разделение: вот камера, а вот отдельно программы для обработки изображения на ПК. Покупка дорогостоящей техники подразумевает, что вы умеете это делать. В отсутствие запроса трудно ждать от концернов развития в сторону вычислительной фотографии».
   Против камер играет сжимающийся рынок: при меньших оборотах те же технологии обходятся фото концернам дороже, растет риск неудачных вложений. Как «железо», так и программную часть камер они разрабатывают самостоятельно, с неохотой открывая секреты даже производителям совместимых объективов. Это заметно отличается от ситуации в мобильной индустрии, располагающей интеллектуальными ресурсами Apple, Google и других гигантов плюс настроем на взаимовыгодные партнерства.

Уже не "зеркалка", но еще не смартфон.


    Без зеркальные камеры, распространившиеся на рынке в 2010-е годы, можно рассматривать как переходный этап от «больших» камер к мобильной фотографии. Во всяком случае исходная идея ровно та же: с помощью достижений электронной индустрии заменить оптико-механический фотопроцесс, уместив достоинства «зеркалок» в более компактном форм-факторе.
    К примеру, с зеркальной камерой фотограф «сочиняет» кадр, глядя в оптический видоискатель, – как бы смотрит в окошко на «настоящий мир». А результат применения настроек видит после нажатия на кнопку затвора. В «без зеркалках» же появился электронный видоискатель (ЭВИ) – мини-дисплей, в режиме реального времени отображающий обработанное камерой с применением всех настроек изображение (технология LiveView). По сути, еще до момента съемки матрица запечатлевает множество кадров (соответственно частоте обновления ЭВИ), только не записывает их на карту памяти.
    Это стало возможным благодаря цифровому захвату изображения – электронному затвору. Первоначально у ЭВИ были минусы: сильный расход батареи, несовершенная передача изображения. Но за несколько лет такие мини-экраны были усовершенствованы и теперь находят применение даже в «зеркалках».
    Также производители «без зеркалок», особенно Fujifilm и Olympus, сделали ставку на внутри камерную обработку снимков: в фото сообществе хвалят готовые JPEG-файлы с применением цветовых профилей, которые выдают их аппараты. В этом режиме камера мгновенно обрабатывает «цифровой негатив» встроенным ПО, применяя алгоритмы шумоподавления, настраивая цветопередачу (баланс белого), повышая резкость и контраст, убирая «красные глаза» и склеивая панорамы – в общем, действует точно так же, как смартфон.
    А еще на этапе съемки можно настраивать параметры JPEG: детализацию темных и светлых участков кадра, насыщенность цветов, программное расширение светочувствительности и динамического диапазона. Эти опции, а также применение «творческих» спецэффектов (имитация миниатюры – tilt shift, съемка в светлой и темной тональности – high key/low key и т.д.) означают наложение определенного пресета при внутри камерной обработке.
 Любопытно, что если на заре существования смартфонов их фото возможности выглядели попыткой подражания "взрослой" технике, то теперь уже она сама учится у мобильных устройств: совершенствует алгоритмы определения лиц и сюжетов съемки, внедряет HDR-стекинг. 
    И все же заведомо отстает: микропроцессоры фотокамер не позволяют встраивать самообучаемое нейросетевое ПО, за счет которого смартфоны и вывели режимы постобработки на новый уровень. Вычислительная мощность всегда рассматривались фото индустрией как второстепенный параметр, но после того, как на него сделали ставку конкуренты, оказалось, что это ее слабое звено.
    В целом опыт "без зеркалок" интересен прежде всего с психологической точки зрения. Поначалу завзятые "зеркальщики" считали их неполноценными, но в последние годы акценты сместились: малогабаритные камеры признаны удобными и завоевывают авторитет. Суть этого сдвига уловили маркетологи Fujifilm, выдав промобаннер, в нескольких рисунках показывающий «освобождение» фотографа: сначала тот согнут под весом техники, но постепенно избавляется от лишних сумок и вот уже, распрямив спину, гуляет налегке с "без зеркалкой". Прогресс!!!
Теперь этот путь в общественном сознании начинают проходить смартфоны.

Светлее, больше, тяжелее.

    В конечном итоге фото производители пришли к тому, что на сжимающемся рынке нужно биться не со смартфонами, а друг с другом – традиционными, отточенными за десятилетия методами. Мол, если гаджеты научились "рисовать" качественную картинку нейросетями, но мы "нарисуем" еще лучше – так, как им и не снилось. Об этом говорит ключевой тренд в фото индустрии последних лет – развитие без зеркальных камер (БЗК). Если соперничество в зеркальном сегменте давно не блещет яркими событиями (с каждым поколением камер чуть лучше автофокус, чуть выше светочувствительность матриц – но в целом все то же самое), то с появлением "без зеркалок" были связаны определенные амбиции. Panasonic и Olympus, стоявшие у истоков этого типа камер, начали с переосмысления сенсоров: путем уменьшения зеркального "полного кадра" (35х24 мм) по ширине и высоте был создан формат Four-Thirds (4/3", так называемый "кроп 2х"). Также на рынке появился компромиссный "кроп 1,5х" – формат APS-C.
    Небольшие матрицы позволили сделать "без зеркалки" компактными и нацелиться на рынок любительской фотографии, нишу "камеры для начинающих". Но тотальную "смартфонизацию" это не остановило. В результате к концу 2010-х индустрия повернула вспять – к консервативным решениям. "Без зеркалки" обзавелись полнокадровыми матрицами и функционалом, адресованным профессиональной аудитории – словом, повзрослели. В том числе и по габаритам.
    В 2018-2019 годах подобные системы (семейства моделей) представили Canon, Nikon и Panasonic. У Panasonic получился самый массивный вариант: вес камеры Lumix DC-S1H – 1164 грамма. Для сравнения, "без зеркалки" форматов 4/3" и APS-C весят 300-400 грамм, первая полнокадровая Sony Alpha 7 – 474 грамм. 
    Вслед за камерами неминуемо тяжелеют объективы: для «полного кадра» (неважно, с зеркалом или без) невесомых линз не бывает. Но дело не только в классе аппарата. Производители старательно повышают сложность самой оптики, которая измеряется светосилой – значением открытой диафрагмы (чем меньше число f, тем лучше: профессиональный уровень – f/1.4 для объективов с фиксированным фокусным расстоянием и f/2.8 для зумов, еще меньше – редкость). Анонсы последнего года-двух напоминают гонку вооружений. Фиксы Nikkor 58 мм f/0.95 (самый светосильный объектив Nikon с 1960-х годов), Fujinon 50 мм f/1.0 (станет самым светосильным авто фокусным объективом в истории), среднеформатный Fujifilm 90 мм f/1.4 (рекордная светосила для матриц среднего формата), Canon 135 мм f/1.4 и Canon 18 мм f/1.0; невероятные зумы – уже выпущенные Canon 28-70 мм f/2, Nikkor 120-300 мм f/2.8 и запатентованные Canon 28-280 мм f/2.8, Canon 52-83 мм f/1.2… Такие линзы неизбежно получаются "дубинками" – сочетание фокусных расстояний и светосилы не оставляет другого выбора. 
    Как шутят на форумах, ради демонстрации возможностей лабораторий производители скоро возьмутся исполнить заветную мечту фотографов – выпустить "телескоп" с разбросом фокусных 10-1000 мм. Но даже объективы, не обладающие столь феноменальными свойствами, получаются массивными. Примером может служить линейка, представленная Nikon в комплекте с новой БЗК-системой. Хотя на бумаге характеристики стекол выглядят стандартно (24-70 мм f/4, 35 мм f/1.8, 50 мм f/1.8), инженеры Nikon не просто пере выпустили модели прежних лет, предназначенные для "зеркалок", а переосмыслили их, в результате чего картинка получилась контрастнее и резче.
    По сути, фото компаниям некуда деваться, ведь объективы прежних лет, не имея срока годности, наводнили вторичный рынок. Следовательно, чтобы на новую продукцию был спрос, нужно удивлять покупателя. К тому же, рост количества пикселей в современных матрицах предъявляет повышенные требования к разрешающей способности оптики.
    В результате линзы для полнокадровых БЗК-систем весят вдвое больше, чем прямые аналоги прежних лет. Несколько примеров: Sony 12-24 мм f/4 – 565 грамм, новый Sigma Art 12-24 мм f/4 – 1134 грамм; Nikon 105 мм f/1.4 – 985 грамм, новый Sigma 105 мм f/1.4 – 1645 грамм; Canon 50 мм f/1.2 для «зеркалок» – 545 грамм, новый Canon 50 мм f/1.2 – 950 грамм. Бюджетные объективы наподобие народного хита Canon 50 мм f/1,8 за $150 ушли на периферию рынка, зато активно переходят из рук в руки на "барахолках" (тем более, что часть фотографов недолюбливают "бритвенную" резкость и "техническое" однотонное размытие фона у современных стекол, выискивая старые стекла с «душевным» рисунком). 
    По смыслу новые поколения камер должны занять место на рынке где-то рядом с ювелирными изделиями и швейцарскими часами, обеспечив фото концернам небольшой, но не пересыхающий ручеек дохода. От полного краха их спасает превращение фото владельцев в особую субкультуру – наподобие коллекционеров винила. 

Итог.

    
    Как бы то ни было, если предпочесть фотоаппарату качественный камерофон, сэкономить вряд ли получится. Хотя мобильники за $100-200 широко представлены на рынке, рассчитывать на выдающуюся камеру в них сложно. А вот флагманы тоже растут в цене: с $650-850 (iPhone 4s, 2011 год) до $1000-1150 (iPhone X, 2018 год) и более $2000 за новомодные складные устройства. "Купить дорогой смартфон либо взять дешевый и добавить к нему фотоаппарат с "барахолки" обойдется примерно в одну и ту же сумму. Советы здесь давать трудно: в конце концов смартфон – многофункциональное устройство, пользователи выбирают его не только по камере.